МЕНЮ
RU
EN

Свои жизненные наблюдения сибаец Сергей Блохин отливает в бронзе

№3
Свои жизненные наблюдения сибаец Сергей Блохин отливает в бронзе

Сибай

По роду деятельности Сергей Николаевич очень далек от всего художественного, да и вообще творческого. Начальник станции нейтрализации шахтных и подотвальных вод энергоцеха Сибайского филиала АО «Учалинский ГОК» — уж куда, казалось бы, прозаичнее? Однако по жизни нас, как известно, определяет не столько профессия, сколько гены, воспитание, окружение, опыт прожитых лет и многое другое. Потому-то «художника поневоле» легко найти в любой среде, в том числе и производственной.

— В художественную школу не ходил, но лепить из пластилина любил всегда, — улыбается Сергей, вспоминая детство.

Родился он в 1969 году в соседнем с Сибаем городе Магнитогорске, там же учился в школе, затем в индустриальном техникуме и Магнитогорском государственном техническом университете (последний, правда, не закончил). В течение десяти лет работал на Магнитогорском металлургическом комбинате, после чего вместе с семьей переехал в Сибай, где последние пять лет работает в системе УГМК-Холдинга.

С чего началось увлечение? Сказать и сегодня затрудняется. Первые попытки Сергей предпринимал еще лет в 20, однако отливать металл и шлифовать камни — это не оригами заниматься, такое хобби требует и времени, и специальных условий. Так что основательнее изготовлением статуэток он занялся лет в 35, когда переехал в Сибай: здесь у них свой дом, при нем — пристрой, превращенный в мастерскую, где сегодня он нередко проводит вечера и выходные. Здесь есть и печи, и станки, многие из которых он сделал сам. Что же касается идеи (что именно воплотить в очередной фигурке), то за ней, по словам Сергея, дело не стало.

— Я «пляшу» от названия, — рассказывает он. — Сначала рождается оно, затем фантазия рисует художественный образ. Все сюжеты берутся из жизни: мало ли в ней этого добра? Где-то прорывается и скепсис: не люблю некомпетентности, какой-то закоснелости в человеке, когда он следует дурному, не пытаясь с этим бороться. Конечно, я не профессионал и даже не пытаюсь им казаться. Спасибо настоящим художникам и мастерам, которые делятся со мной секретами и технологиями, рассказывают, как работать с камнем и металлом.

Про его хобби знают немногие: семья, конечно, кое-кто из родни и друзей. Теперь этот круг расширится, ведь сибаец стал первым участником конкурса «Острый карандаш», проводимого нашей газетой. Сам он про него узнал случайно, кстати вспомнил, что и ему есть чем похвастать… Правда, тут же признает: идей намного больше, чем пока воплощено. Потому как работа очень трудоемкая — на изготовление одной статуэтки уходит несколько месяцев, ведь заниматься этим Блохин может только в свободное время, которого не так уж много: тут и служба, и семья, и подросшие дочери. Тем не менее, у мастера-самоучки есть планы по расширению — докупить бы кое-какие станки, найти единомышленников и начать реализацию продукции. Доходное любимое дело — что может быть лучше?

 

Как сделать статуэтку: 13 шагов

1.        В пункте приема цветных металлов покупаем лом; в горах находим яшму. Да-да, на то они и Уральские горы.

2.        Лепим из пластилина макет будущей композиции.

3.        Делаем из силикона разъемную форму, разогреваем в специальном аппарате литейный воск и приспособлением типа шприца закачиваем его в эту форму.

4.        Когда воск застынет, разделяем форму и припаиваем к получившейся фигурке литники и выпары.

5.        В специальном разъемном стакане покрываем фигурку тремя слоями огнеупорного материала и помещаем ее в печь.

6.        При температуре до 100С воск вытапливается, и получается керамическая опока с полостью.

7.        Затем опока прокаливается до 700 градусов и устанавливается в литейную центробежную машину, где при еще более высокой температуре (1000 С) плавится бронза. За счет той самой центробежной силы металл перетекает в пустую полость опоки.

8.        Готовое изделие достается и с помощью пескоструйного пистолета очищается от огнеупорного состава.

9.        Наступает длительный процесс шлифовки изделия с помощью граверов, надфилей и наждачной бумаги.

10.     Затем практически готовая статуэтка помещается на две недели в специальную установку, где покрывается патиной (то есть металл намеренно «старится»).

11.     На масляном станке алмазной пилой камень распиливается на пластины (фанерки); края пластин выравниваются на другом отрезном станке.

12. Затем камень шлифуется на планшайбах (с помощью специального песка), после чего – с помощью семи абразивных кругов – полируется. Окончательная доводка осуществляется с помощью фетрового полировального круга.

13. Эпоксидным клеем каменная подставка соединяется с металлической фигурой. Все, изделие готово.

 

Внимание!

Мы приглашаем к сотрудничеству тех, кто любит рисовать, имеет хорошее чувство юмора и готов бороться с недостатками окружающего мира: на производстве — с волокитой, лицемерием, некомпетентностью и прочими явлениями, которые мешают вашему предприятию развиваться; «за периметром» — с пошлостью, грубостью, необразованностью.

Ждем ваши карандашно-бумажные решения и находки по адресу: a.sokolova72@ugmk.com.

Авторов лучших карикатур ждут призы.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА